Прислать в Союз картошки

Год 1980-й. Год Олимпиады в Москве. Год эйфории и трескотни во всех средствах массовой информации, а также большой приток иностранцев на эти игры. Соответственно возросло и потребление продуктов питания и до такой степени, что в Союзе всю картошку приели, в связи с этим советское руководство обратилось к Э.Хоннекеру с просьбой помочь советскому народу и прислать в Союз картошки. Это мне так кажется, но во всяком случае нас направили в местный колхоз в помощь.

Нас - это я и со мною ещё десять солдатиков. Как же они, болезные, обрадовались случаю провести месяц вне казармы, словами не передать, нужно было видеть их лица. Направили нас в местечко Бад Лаузик, округ Лейпциг. Местечко это курортное, место очень красивое, и по моему оно курортное, вроде бы термальные источники. Разместили нас в молодёжном лагере, нет даже не в молодёжном, а в детском лагере, потому что в игровой комнате было много детских игрушек. Прикрепили к нам персонального повара, фрау Марта. Очаровательная женщина. Кормили нас очень хорошо, но, по русским понятиям, неправильно. В основном одни бутерброды: с колбасой, сыром и с чем то там ещё, и что нас поразило – бутерброды с фаршем, свежим, мясным, от чего мы сразу же наотрез отказались.

Подъём был у нас рано, даже по солдатским меркам, в 6 часов утра мы уже завтракали. А немцы вообще рано начинают работать, рабочий день у них начинается в 6 часов утра. Приехали мы в этот госхоз где то в конце августа – начале сентября, и так как к уборке картофеля ещё не приступали, то нас направили на уборку табака. Нам показали какие листья необходимо срывать, как их укладывать и транспортировать на базу для дальнейшей обработки. Мы прошли, можно так сказать, обучение по первичной обработке табака, ломка листьев, связка в гирлянды и сушка. Практически всё механизировано. Без четверти 9 первый перерыв, первый фрюштик, т.е. завтрак. Замирает всё и все подкрепляются, а так как нам утром нам выдали кучу бутербродов, то и мы присоединились к этой трапезе. Честно говоря работой нас не напрягали, да и сама работа была не пыльная и не обременительная. Солдатики балдели! Первый фрюштик длится 15 минут. Ровно в 9 часов машина заработала, без раскачки и перекуров.

В 12 часов привезли обед, и так как я попросил фрау Марта обеспечить нам первое блюдо, то это было исполнено неукоснительно и незамедлительно. На обед нам выдавали: первое, второе и компот. Кому не хватало мог брать добавку, но, уже за плату. Нам хватало и без добавки. А вот лимонад можно было пить без меры, потому как бесплатно, пол литровые бутылочки с фарфоровой пробочкой не переводились в течении всего рабочего времени, на месте опустошённых, как по мановению волшебной палочки, появлялись полные. На ужин нам выдавали всё те же бутерброды, чаем и кофе хоть залейся.

В конце – концов началась уборка картошки и нас перевели в другую бригаду. На работу возили в автобусе. Нам досталась самая тяжёлая, по меркам немцев, работа. Таскать мешки и складывать. Но ведь и эта работа у них была максимально механизирована. Оставалось только поправлять мешки. На уборке у них трудилось НЕ БОЛЕЕ, не более 20 человек. Один тракторист копал, второй отвозил, на комбайне 2-3 женщины убирали камни и другой мусор. На базе один приёмщик, дедуля-пенсионер, на сортировочном конвейере 4 женщины убирали все дефекты картошки, один человек засыпал в мешки, второй эти мешки зашивал, ну и двое-трое мужиков мешки складывали. Всё абсолютно механизировано, картошка чистая, отсортированная и со всем эти управлялись 15 человек, во главе всего одного инженера. Не то что у нас в Союзе, на уборку картошки выгоняли всех от школьника – до академика. Половину урожая попросту втаптывали в грязь…

Немецкий госхоз работал как часы. Никаких сбоев, никаких перекуров. С 8.45 до 9.00 второй завтрак, с 12 до 13 перерыв на обед, некоторые из немцев ездили на обед домой. Картошку отправляли не только на склад, но и заказчикам. Приходила машина, мы её загружали, водитель получал адреса заказчиков и он убывал. И что интересно, в кузове водитель самостоятельно укладывал мешки, и как я потом заметил, каждый раз инженер, старший в бригаде, выдавал ему деньги.

Я поинтересовался, что это значит? И он мне объяснил, что водитель получает оклад только за то, что управляет авто, а все погрузочно-разгрузочные работы ему оплачиваются наличными. За погрузку одного мешка – 50 пфенингов, так как там транспортёр, а за выгрузку по 2 марки, потому как на собственном горбу. Ну и я сдуру решил немного подзаработать. Напросился к водиле вы помощники. Он меня взял. Мы развозили картошку по детским садикам, частникам, ну и всем кто заказывал. И все получатели честно и добросовестно вручали водиле по 2 марки за мешок. Парень и со мной рассчитался честь по чести, всё поровну. Последний заезд был в один из гасштетов. Выгрузили мешки, хозяин предложил перекусить, водитель не отказался, а я тем более. Короче, пообедали мы, водитель встаёт, говорит хозяину своё «данке» и выходит. Ну и я тем же макаром, хотел. Не вышло, когда я поднялся и хотел выйти, поблагодарив хозяина, оказалось не тут то было. Хозяин любезно предложил мне рассчитаться: «бецале битте». Я было открыл рот, но вовремя вспомнил что, «со своим уставом в чужой монастырь не ходят». Хорошо что парень со мной рассчитался, почти все деньги я отдал за обед.

И уже потом мне инженер объяснил, что практически я забрал у водителя половину его заработка. Больше я на такие заработки не напрашивался. Водитель только водит машину, получая за это деньги. Ремонтом занимаются другие специалисты. Даже если машина поломалась где то за городом, он звонил начальнику, оставлял координаты, вызывал такси и уезжал. Такси ему также потом оплачивалось. Не то что у нас, водитель и водитель и слесарь и ещё чёрт знает что, в гараже помощь ему дают только при серьёзных поломках.

Говорили с инженером и о наших инженерах, сколько получают, ну и тому подобное. Когда я сказал ему о зарплате нашего рядового инженера в 120 руб. он чуть не прослезился. Как он сказал: «О дас ист вениг», то есть мало, а что я мог ему ответить, ничего! Рабочий день у нас заканчивался в 18.00. Оказалось, на время уборки рабочее время увеличено и за переработку рабочего времени, им доплачивают, Нас отвозили в лагерь И солдатики мои предавались всем прелестям вольной жизни. Во всяком случае не скучали.

Так как я, в отличии от солдат, имел полную свободу действий и передвижения знакомился и изучал окрестности. Городок Бад Лаузик располагался вдоль железнодорожного полотна, имел одноимённую станцию. Это очень уютное местечко, весь в зелени садов и приусадебных участках. Как то язык не поворачивается называть его городком, у нас это большое село, посёлок.

один из воскресных дней фрау Вагнер пригласила меня к себе домой. Я с радостью и любопытством согласился. Она заехала за мной в лагерь и повезла. Ехали не более пяти минут. Когда прибыли на место я увидел двух этажный дом на два подъезда. Во дворе были хозяйственные постройки, сараи. Меня любезно провели по всем, так сказать, службам. Везде была изумительная чистота и идеальный порядок. Все животные, весь домашний скот ухожены, упитанные и чистые. Все инструменты и приспособления имели своё место и аккуратно расставлены или развешаны.

Через дорогу располагался фруктовый сад. И как вы уже догадались он также сиял чистотой и порядком. Муж фрау Вагнер, герр Фритц, в это время заезжал на самоходной тележке, нагруженной свежескошенной травой, для подкормки домашней скотинки. Герр Фритц прошёл войну, попал в плен под Сталинградом, затем валил лес где то в Сибири. И что интересно, у меня к нему не было антипатии, абсолютно.

Когда я спросил фрау Вагнер: её ли это дом?, то она ответила что нет! Этот дом она занимает вместе с семьёй своей дочери Карин. Государство выделило им кредит в сумме 100 000 марок для строительства и на эти деньги и был построен дом. Меня любезно провели по всему дому, показали абсолютно всё, начиная от туалетов и заканчивая детскими комнатами. Дом был 2-х этажный,имел два входа, первый этаж был совместным, так как там были сосредоточены все вспомогательные службы и общая, как они говорили, «чёрная» кухня. Второй этаж был полностью разделён и не сообщался. Там находились спальни, гостиные, детские и так называемые «белые» кухни,, где они только слегка разогревали пищу.

В следующий свой визит к ним я предложил приготовить запеченного карпа в собственном соку. Рецепт я помнил плохо и наверное и приготовил этого карпа плохо, так как с Петером совершенно забыли о нём. Петер принёс бутылку шнапса, ну и мы с ним присели к этой бутылочке. За тихой неторопливой беседой мы выкушали шнапс до капельки, а так как они практически пьют немного и не закусывают, то вы прекрасно можете себе представить что с нами было. Последнее что я помню так это то, что карпа мы с ним всё таки попробовали. Меня отвезли в лагерь и на утро я не смог подняться. Солдатики работали без моего чуткого руководства.

О! Сейчас порылся в своих записях и даю уточнение. На уборке мы были в 1981 году, сентябрь-октябрь месяц.

7 октября у фрау Вагнер был юбилей, ей исполнилось 50 лет. Я был в числе приглашённых. Чему был рад несказанно. Ведь к этому времени мы очень хорошо узнали друг друга. С Петером мы и в сауну ездили, городок Халле, и на рыбалку. Практически я каждый день и вечер проводил у них, зачастую оставался и на ночь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий